|
Кафедра казахского, русского и латинского языков
|
|
Методические рекомендации для практических занятий
|
Дисциплина «Русский язык»
Код дисциплины: RYa 1104, RYa 1102
Название ОП: 6В10101 «Общая медицина», 6В07201 «Технология фармацевтического производства», 6В10103 «Стоматология», 6В10102 «Педиатрия», 6В10105 «Общественное здравоохранение»; 6В10104 «Сестринское дело», 6В10106 «Фармация»
Объем учебных часов – 4 ч./5 кредитов
Курс I
Семестр I
Практическое занятие: 15
Шымкент, 2020
Тема: Обобщение пройденного материала. Рубежный контроль.
Цель занятия: обобщение и закрепление пройденного за 1 семестр материала; систематизация полученных знаний; обогащение активного словарного запаса обучающихся.
Задачи обучения: совершенствование у обучающихся бережного отношения к языку; совершенствование навыков языковой компетенции.
Основные вопросы темы: повторение изученного материала.
Методы и технологии обучения: чтение, развитие устной и письменной речи, аудирование (работа над накоплением и применением активной лексики, работа с текстами – чтение, перевод, пересказ, ответы на вопросы; выполнение упражнений на закрепление лексики и грамматики; коммуникативные и интерактивные виды деятельности в комбинации с традиционными методами обучения (игры, диалоги, ролевые игры, словарные и грамматические викторины); ИКТ в обучении языку – сочетание основных методов обучения языку и обучения с помощью информационных компьютерных технологий.
Задание 1. Прочитайте текст с целью общего ознакомления с его содержанием. Озаглавьте его, ответьте на вопросы.
Именно с языковой политики следует начинать, если мы хотим восстановить достоинство страны и не опозорить окончательно наши традиции. Языковая политика и состоит в определении приоритетных языковых форм и форм сознания тех качеств, которые и определяют реальное качество жизни. Здесь очень верна формула: скажите, какой язык используется, - и станет ясно, какой мир строит и культивирует этот человек. Серьезное отношение к языку, понимание и правильное использование языковых форм является единственно возможным основанием для расцвета каждого человека, народа, страны. Именно через язык только и может происходить выявление подлинной формы каждого человека, каждой личности, каждого народа, каждой государственности на земле. Восстанавливая язык, мы вылепливаем нашу собственную форму, заново образуем человечность и человечество, народ и самих себя, восстанавливаем наше призвание и смысл. Необходима забота о языке, (по Ю.Крупнову)
1. Как вы считаете, для чего нужна языковая политика? В чем она заключается?
2. Составьте простой план текста.
3. Выпишите из текста по два словосочетания с различными видами связи (согласованием, управлением, примыканием).
Задание 2. В чем заключается могущество слова? Приведите примеры, когда слово оказывало большую роль на жизнь человека.
Могущество слова
Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете. Смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека! Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.
Слова так же реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изображения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы, слова, можно сказать, самая древняя вещь на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: есть и пить, я и ты, мать и дочь, солнце и море. Слова действительно прочнее бронзы и древних пирамид, как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это не удивительно!
(по Б.Казанскому).
Задание 3. Прочитайте текст. Кратко изложите текст, перечислив и определив функции языка. Как бы вы озаглавили этот текст? Скажите, когда и в какой форме вы впервые начали изучать русский язык (в раннем детстве или в школе, в семье или общаясь со сверстниками и т.д.)? Прокомментируйте предложение первого абзаца.
Язык - это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями привсякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам - его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку. Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
( А. Леонтъев)
Задание 4. Выразительно прочитайте стихотворение, соблюдая нужную интонацию и делая более длительные паузы между строфами по указанным знакам.
Слова
Много слов на земле. // Есть дневные слова –/
В них / весеннего неба сквозит синева. ///
Есть ночные слова, / о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой / и сладким стыдом. ///
Есть слова - // словно раны, // слова - // словно суд, //
С ними в плен не сдаются /и в плен / не берут.
Словом можно убить,// словом можно спасти, ///
Словом / можно полки за собой повести.////
Словом / можно продать,/ и предать,/ и купить, //
Слово / можно в разящий свинец перелить, ///
Но слова / всем словам в языке у нас есть: //
Слава,/ Родина,/ Верность,/ Свобода,/ и Честь. ///
Когда радость - / как буря, иль горе - / как ночь, /
Только эти слова / тебе могут помочь!
(В.Шефнер)
Задание 5. Многие поэты посвятили родному языку вдохновенные слова. Подберите стихи о родном языке, прочитайте их.
Родной язык, святой язык,
Отца и матери язык!
Как ты прекрасен!
Целый мир
В твоём богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя
Мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом
Я научился понимать РОДНОЙ язык
Родной язык, родной язык,
С тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою,
Ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем
Я в первый раз молил творца:
«О, боже, мать мою прости,
Прости меня, прости отца».
(Г. Тукай)
Задание 6. Прочитайте текст. Что является наиболее точным показателем культуры человека? Почему, по мнению ученого, человек употребляет жаргонные слов? Что нужно делать, чтобы быть по-настоящему интеллигентным? Какие правила публичного выступления вы узнали? О чем говорит грамотное письмо?
Учитьсяговорить и писать
Язык самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком УСТНЫМ И ПИСЬМЕННЫМ надо следить постоянно.
Русский литературный язык существует в двух формах: устной (от слова уста – губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем – письменной. Устная речь включает аудирование (понимание звучащей речи) и говорение. Устная речь создается в процессе говорения и менее подготовлена. Письменная речь – форма речи, которая графически закреплена и может быть заранее обдумана.
Письменная речь включает в себя два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный).
Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуально (письмо, заявление, план, тезисы, аннотация и др.) - Диалогическая речь(гр.dialogos – разговор, беседа) – вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Для диалога характерны: краткие высказывания (реплики),использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), интонации, преобладание простых и неполных предложений. Монологическая речь(гр. monos – один, logos- речь) – вид речи одного лица, адресованная одному или нескольким лицам. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.
Задание 7. Прочитайте отрывок из литературной автобиографии Сергея Есенина. Расскажите, о каких интересных событиях из своего детства помните вы?
О СЕБЕ
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что испугался и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду.
Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Ну куда ты годишься?!» После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил: «Он так будет крепче!» Бабушка любила меня, и нежности ее не было границ.
По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Задание 8. Напишите небольшое сочинение-описание с ключевым словом глаза. Воспользуйтесь данными эпитетами. Описывая глаза, вы одновременно дадите и характеристику человеку. Задание будет легче выполнять, если вы сначала представите человека с запомнившимися вам глазами, а потом будете их описывать. Повторите правописание сложных прилагательных: дефис пишется в сложных прилагательных при обозначении оттенков цвета, вкуса, чувств (зеленовато-голубой, горько-соленый, равнодушно холодный). Из некоторых групп эпитетов можно самим составлять сложные прилагательные, например: благодарно восхищенные, вдохновенно счастливые
Недаром говорят: «Глаза - зеркало души». Еще Ф. Тютчев писал: «Люблю глаза твои, мой друг, с игрой их пламенно чудесной...».
Задание 9. Примите участие в дискуссии на тему: «Как создать счастливую семью?» с применением адекватных языковых терминов и клише
Вопросы для обсуждения:
1. В каком возрасте человек готов к вступлению в брак и почему?
2. Сколько времени должно пройти между знакомством и браком?
3. Какие браки лучше - ранние или поздние?
4. Где большинство людей встречает будущего спутника жизни?
5. Считаете ли вы, что любовь - основное условие для брака?
6. Как распределить повседневные обязанности между супругами?
7. Как вы считаете, должен ли быть глава семьи?
8. Обязательно ли в семье должны быть дети?
9. Может ли бездетная семья быть счастливой?
10. Влияют ли условия жизни на количество детей в семье?
11. Сколько детей должно быть в современной семье?
12. С какими трудностями чаще сталкивается молодая семья?
13. Как преодолевают молодожены эти трудности?
14. Как создать счастливую семью?
15. Что является главным условием прочности семьи и ее счастья?
16. Где вы предпочли бы жить - в городе или сельской местности?
Задание 10. Прочитайте текст и объясните, что такое, по-вашему, «добрый дух дома». Изъявите желание познакомиться с членами этой семьи. Объясните, чем это продиктовано.
Звонок... Переступив порог, мы оказались в плену у света и радости. Маленькая квартира лучилась спокойным золотистым светом, а самое главное - она была просторна, несмотря на свой более чем скромный метраж. В чем был секрет этой сердечной атмосферы? Может быть в детях; их было двое, в том очаровательном возрасте, когда «а почему?» является главным содержанием жизни. Да, возможно, и это, а может быть, тот ладный порядок, который существует в хороших, дружных семьях? А может, просто обыкновенное человеческое счастье и любовь, царившее здесь, в этих золотистых стенах? Очевидно, и одно, и другое, и третье. Но был еще один компонент. Добрый дух дома. Здесь почти не было вещей, то есть они, конечно, были в самом необходимом количестве, но держали себя скромно и с достоинством. Вещи - наши слуги, и вести себя должны соответственно, то есть быть незаметными...
Задание 11. Прочитайте текст. Скажите, в чем различие языка и речи?
В памяти человека хранится большое количество слов. Запас слов постоянно пополняется, ведь мы читаем книги, наблюдаем за окружающим миром, общаемся друг с другом. Эти слова мы используем, когда говорим или пишем. Запас слов и есть язык – средство общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания.
А что же такое речь? Речь – это использование человеком запаса слов во время общения друг с другом, то есть речь – это язык в действии, способность говорить.
Чтобы передать свою мысль, чувство другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.
Язык - это система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык – это средство общения, то речь - способ общения с использованием этого средства. Речь материальна, воспринимается чувствами, слухом, зрением, осязанием и обусловлена ситуацией общения.
Задание 12. Прочитайте текст. Выпишите описание юрты. Какие языковые средства использованы в нем?
Юрта– один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни. Юрта - одно из величайших изобретений Евразийских кочевников. Она легко разбирается и перевозится лошадьми или верблюдами.
Юрта состоит из трех основных элементов: основы из деревянных решеток - кереге, поддерживающих купол шестов - уық и круглой вершины купола- шаңырақ. Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.
Предметы быта – упряжь, войлочные ковры- текемет, изделия из дерева, кости и металла – все щедро украшается. Богатой вышивкой покрываются головные уборы, одежда, сумки и попоны. Из дерева мастера изготавливают чаши и черпаки для кумысаи покрывают их искусной резьбой. Кровати и сундуки украшаются рогом архара и горного козла. Из кожи изготавливают плети, пояса, упряжь и фляги (торсық) для воды и кумыса.
Задание 13. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Докажите, что в данном тексте описаны одежда и предметы женских украшений.
Казахские мастера весьма искусны и в ювелирном деле. Степныезергеры предпочитают работать с благородным белым серебром. Прекрасны казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты – білезік и традиционные комплекты из трех перстней, соединенных с браслетом тонкими цепочками.
Национальная одежда казахов очень разнообразна и варьируется в зависимости от региона. Мужчины носят мягкие тюбетейки, высокие фетровые колпаки или охотничьи шапки-ушанки из лисьего меха - малақай.
Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого бархатного жилета, шапочки или шелкового платка. Пожилые замужние женщины покрывают голову кимешеком – белой накидкой, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку саукеле с пучком перьев на макушке.
Задание 14. Ознакомьтесь со словарной статьей слова культура. Сколько значений имеет это слово? В каком значении оно использовано в названии речевой темы занятия? Запишите данное определение. Составьте с этим словом различные словосочетания. Обозначьте способ синтаксической связи.
Культура, -и, ж. (лат.cultura – возделывание, выращивание, развитие). 1. Уровень развития общества, характеризующийся совокупностью созданных материальных и духовных ценностей. 2. Уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо отрасли знания или деятельности. 3. Уровень, степень развития человека как члена общества. 4. Разведение, выращивание какого-либо растения. Культурный. Культурность.
Задание 15. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Разбейте текст на абзацы, определите микротему каждого абзаца и запишите. Скажите, описание каких предметов дается в тексте? Выпишите все имена прилагательные и укажите их разряд.
Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя – дастархане. У казахов издавна было принято подавать еду в красивой посуде.
Кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. Своеобразные кушанья – кауншек (сушеная дыня) и жоргем (тонкая кишка) сплетали различными узорами и формами. На поверхность хлебных изделий наносили рисунки цветов, раскрашивали соком вишен и различных ягод. Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе.
В далекие времена из целого куста дерева казахи вытачивали блюда, табак, с плоским круглым дном. В них подавали чаще всего ет – мясо по-казахски. Для молочных напитков – кумыса или айрана – служили большие по размеру и более глубокие миски, тегене. Деревянные корытца – астау – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо.
Весьма разнообразными были деревянные ковши, ожау, которые нередко украшали серебром, костью и резьбой. В каждой семье имелись деревянные ложки, касык. Из дерева казахские мастера делали различные чашки, некоторые из них имели ручку, сапты-аяк. Из этих чашек пили кумыс, айран и другие напитки, позднее они были заменены пиалами.
Особым почетом пользовались большие обеденные блюда, табак. Их делали из дерева, отделывая различными узорами края и дно. Позднее стали появляться металлические и стеклянные миски. В настоящее время табак означает посуду с едой. Раньше под словом “табак” понималось дастархан (стол), шанырак (дом, хозяйство). Составлять табак приглашались знающие обычай и традиции народа люди. Так, существовало четыре вида табака — главный, почетный, средний и малый. В каждый табак клали определенные части туши животного. В главном и почетном табаке обязательно должна быть голова и мясо с тазовой костью, в среднем – мясо с большой берцовой костью, а иногда и тазовой, малый табак состоял из мяса других частей туши.
Задание 16. Ознакомьтесь со словарной статьей слова традиция. Как переводится это слово на родной язык? Выпишите примеры из словарной статьи. Составьте со словами традиция, традиционный различные по цели высказывания предложения.
Традиция, и, ж. (лат.traditio – передача, повествование). 1. Переходящие из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, например, национальные традиции народа, семейная традиция встречи Нового года. 2. Обычай, установившийся порядок в быту, в поведении. Традиционный.
Задание 17. Прочитайте текст. О чем вы узнали? Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую из них. Сформулируйте свой заголовок к тексту. Докажите, что этот текст является повествованием. Составьте вопросы к тексту, используя различные глагольные формы, и устно ответьте на них.
Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Азии.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми и традиционными скачками. Праздник не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. День заканчивался айтысом, который прекращался с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху тоталитарной системы, когда все национальное и традиционное наследие были причислены к пережиткам древности, Наурызмейрамы был отменен (1926 г.) Впервые в Казахстане он праздновался в 1988 году.
Официальное признание праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурызмейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем - "Наурызмейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурызмейрамы" по всей республике.
В наши дни "Наурызмейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
Задание 18.Найдите в тексте повествование об истории праздника и запишите в хронологической последовательности. Как передается последовательность событий?
Задание 19. Подготовьте устно рассказ, как вы отмечаете праздник Наурыз в кругу семьи.
Задание 20. Спишите текст, обозначая грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены сказуемые.
Задание 20. Прочитайте текст. При каких условиях можно считать образованным человеком специалистом в какой-либо области знаний? Является ли высшее образование показателем истинной образованности человека? Используя материалы текста, раскройте следующие тезисы: «Школа дает лишь ключи к образованию», «Учиться нужно постоянно». Скажите, имеет ли второй тезис отношение к человеку, которого называют образованным.
Что такое образование?
Прежде всего, что такое образование? У нас считалось, что человек, кончивший школу, а тем более университет, - человек образованный. Вовсе неверно, будто каждый кончивший школу или университет является образованным человеком, а всякий не кончивший определенной школы является необразованным человеком.
Человеческое общество идет к разделению труда. Подлинно человеческое правильное общество идет путем разделения труда к тому, чтобы приобрести возможно больший капитал как благ, так и познаний. Но, если бы никто не осознавал того, что творит медицина у себя, социология у себя, география в своей области, астрономия в своей, что такое химические или механические умения, биология и педагогика, если бы каждый знал только свою работу, а итоги других не были бы ему известны, тогда культура бы распалась.
Образованный же человек тот, кто все это знает в общем, суммарно, но имеет и свою специальность, который знает свое дело досконально, а об остальном гордо заявляет: ничто человеческое мне не чуждо. Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т.д., действительно образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему, он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познания.
Учиться нужно постоянно. Значит, образование не есть только школьное дело, школа дает лишь ключи к этому образованию, Школа должна приучать человека работать, закладывать определенные правильные методы подхода ко всей той тайне, какой является мир, дать, таким образом, первый толчок, а уже потом жизнь будет катиться дальше, и никто не может сказать заранее, каков будет путь человека
(А. Луначарский).
Задание 22. Прочитайте текст. Обобщите основную информацию текста. Объясните постановку знаков препинания в подчеркнутых предложениях.
Южно-Казахстанская медицинская академия
Южно-Казахстанская медицинская академия (бывшая ЮКГМА) сегодня является ведущим высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку медицинских и фармацевтических кадров.
В настоящее время в ЮКМА ведется подготовка специалистов с высшим образованием медицинского и фармацевтического профиля в объеме бакалавриата, магистратуры, резидентуры и докторантуры, а также осуществляется обучение в интернатуре.
Учредитель академии – бизнесмен, меценат и депутат областного маслихатаСерикжанСейтжанов инициировал грандиозные перемены в вузе, касающиеся организации учебного процесса и материально-технического обеспечения. Здесь появились новый учебный корпус площадью 7 000 кв. м, общежитие на 530 мест, техническое оборудование и тренажеры, позволяющие студентам и слушателям курсов повышения квалификации отрабатывать профессиональные навыки на симуляционных муляжах и тренажерах, операционных роботах.
Для Центра практических навыков приобретен даже знаменитый стол Пирогова последнего поколения, который имеют считанные медицинские вузы страны. Анатомический стол стал наглядным пособием по строению человеческого организма и его систем, зная которые медперсонал способен своевременно выявить патологию у пациента и назначить оптимальное лечение.
Изменился подход к обучению и в медицинском колледже. Возглавив академию, ректор вуза МырзабекРысбеков подписал меморандум с руководителем управления здравоохранения Шымкента, а также договоры с главными врачами лечебных учреждений Шымкента и Туркестанской области о сотрудничестве в области подготовки квалифицированных специалистов на их клинических базах, чтобы студенты имели возможность получать практические навыки.
Уже сегодня открыт ряд новых специальностей, включая «педиатрию» и «стоматологию». Академия готовит магистров последипломного образования по специальностям «общественное здравоохранение», «медицина», «фармация» и «сестринское дело», резидентов по новым образовательным программам по неврологии и педиатрии, по акушерству и гинекологии, общей хирургии, кардиологии, инфекционным болезням, лучевой диагностике. Уже скоро академия будет готовить анестезиологов и реаниматологов, офтальмологов, детских хирургов, пульмонологов, клинических фармакологов и онкологов. Уже осенью предстоит зачисление молодых ученых для обучения в докторантуре по специальности «фармация», в перспективе будет также открыта докторантура по медицине.
В академии сейчас обучаются около 4 000 студентов. Их число предполагается удвоить, причем в основном за счет приема иностранцев. Третий год в стенах академии обучается молодежь из Индии. Планируется прием студентов из Иордании, Пакистана. Сейчас вуз принял студентов из медвузов Казахстана и соседней России и Узбекистана, приехавших на практику по ботанике и фармакогнозии. Для удобства обучающихся создан Центр обслуживания студентов.
Инвестиции в развитие вуза стимулируют сотрудников вуза работать над собой, чтобы повысить уровень подготовки и кадров. И первые результаты уже есть. Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК в мае подвел итоги рейтинговой оценки медвузов, НИИ и НЦ по показателям научной и инновационной деятельности за 2018 год. По показателям научной активности персонала 3-е место занимает Южно-Казахстанская медицинская академия.
(Л. Доброта)
Задание 23. Прочитайте текст. Выпишите определение слова здоровье, данное уставом ВОЗ. Вы согласны с мнением медиков? Если да, то почему? Запишите определение слова профилактика.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «… состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Человек, у которого отсутствуют болезни, но который живет не в ладу с собой и окружающими, неустроен, лишен уверенности в будущем, подвергает постоянному риску свое здоровье. Так считают медики всего мира, поэтому психологическое и социальное благополучие рассматривается как непременный фактор здоровья. Система мер по поддержке здоровья и предотвращению болезней называется профилактика (от греч.prophylaktikos – предохранительный).
Наша медицина сегодня - медицина болезней и больных. У нас нет медицины здоровья - валеоцентричной медицины. Она лечит болезни, а не формирует у людей настрой на здоровый образ жизни. Современные врачи знают законы болезней, но не здоровья. Когда дом горит - его надо тушить, а потом продолжать кидать спички в стог сена - авось не загорится. Врачи - только пожарники, а не архитекторы - строители здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”.
Задание 24.Прочитайте текст. Выпишите определение термина валеология. Подберите антонимы к выделенным словам. Запишите основные факторы риска здоровья.
Валеология – важнейшая ветвь медицины, наука о здоровье человека – возникла в последние десятилетия в связи со значительным ухудшением здоровья и снижениемпродолжительности жизни населения.
Валеология (от лат. valeo-здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Эта наука рассматривает организм человека, как единое целое, т.е. неправильная работа всего организма ведет к появлению заболеваний отдельных органов или систем, и лечением (или удалением) больного органа обойтись не получится.
Как известно, с самого зарождения медицинская наука в качестве главной цели ставила сохранение и укрепление здоровья, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданиям, владыки Древнего Востока платили своим придворным врачам только за те дни, когда они были здоровы. Корифеи медицинской науки всех времен придавали первостепенное значение здоровью как величайшему дару природы. Здоровье человека зависит от многих факторов, внутренних и внешних, а также от разумного, бережного отношения каждого к своему здоровью и здоровью общества, а значит, и государства. У казахского народа есть образное определение того, из чего складывается богатство каждого человека: «Біріншібайлық – денсаулық, екіншібайлық – ақжаулық, үшіншібайлық– он саулық».
Основные факторы риска здоровья – гиподинамия, избыточная масса тела, нерациональное питание, загрязнение всех объектов окружающей среды многочисленными токсинами, стрессовые ситуации на производстве и в быту, распространенность вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания).
Задание 25. Ответьте на вопросы.
Что такое валеология?
Из какого языка заимствовано это слово?
Какова главная цель медицины?
От каких факторов зависит здоровье человека?
Что говорит казахская пословица о богатстве каждого человека?
Как вы понимаете эпиграф, данный к этому занятию: « Чистота – здоровья основа, здоровье – богатства основа»?
Каковы основные факторы риска здоровья?
Задание 26. Рассмотрите и опишите устно данный рисунок. Расшифруйте слово ЗОЖ.
Задание 27. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Подберите синоним к слову пагубный. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Запишите основные критерии ЗОЖ. Прокомментируйте устно, что означает последний критерий.
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, будут равноценные ветви: «Я могу, я хочу, я должен».Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни:
правильное дыхание,
правильное рациональное питание,
двигательная активность,
положительные эмоции,
закаливание,
любовь к природе и ее сохранение,
предупреждение формирования пагубных привычек.
Взгляните по-новому на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни.
Достарыңызбен бөлісу: |