Антитеза и оксюморон
как стилистические фигуры,
основанные на противопоставлении
Выполнила: Акимджанова Э
Специальность: Русский язык
и литература в школах
с нерусским языком обучения
Дисциплина: Фонетика и лексикология
современного русского языка
Проверила: Нагиева А.Т
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский национальный женский педагогический университет
С Р С
Оксюморон (греч. – острая глупость) – это “сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которых возникает новое смысловое качество” (Аксенова), нарочитое сочетание противоречивых понятий: Смотри, ей весело грустить Такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова). Оксюморон основан на сочетании предметов или явлений: “Если в сознание одновременно ввести логически несовместимые вещи, то механизм сознания начинает искать способ связывания их в непротиворечивое целое <…> Сознание пытается избавиться от двусмысленностей” (В. М.Аллахвердов). В оксюморонах понятия исключают друг друга, но находятся в гармонии и выделяют внутренние смысловые противоречия. Главная функция оксюморона – выражение отношения к событию. Сочетание взаимоисключающих самостоятельных понятий образует оксюморон: «неочевидное очевидное» (Гете), «нарядно обнажённая» (А. Ахматова), «радость страданья» (А. Фет), «невыносимая лёгкость бытия» (М. Кундера) Оксюморон (греч. ox?mo-ron – остроумно-глупое), стилистический приём, подбор словосочетания, прямые значения слов которого логически противопоставлены, но при этом одно из слов является метафорой и его непрямому значению значение другого слова не противоречит: Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А. А. Ахматова, «Царскосельская статуя») Оксюморон и в литературе, и в обыденной речи воспринимается как изысканное образное средство и потому часто используется авторами в заглавиях произведений: «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева. Оксюморон содержит целый набор художественно-выразительных средств речи: иронию, метафору, феномен, аллюзию. Самой всераспространенной средой его «обитания» являются стихи. Оксюморон встречается больше всего для сотворения смешного эффекта. Смотри, ей весело грустить Такой нарядно - обнаженно» А. Ахматова Твой милый взор, невинной страсти полной… Ф. Тютчев "С кем мне поделиться той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив? " С. Есенин Объединение противоположностей создает определенный стилистический эффект: «весело грустить», «убогая роскошь», «нарядно-обнаженная». Оксюморон – расположенные рядом два понятия, де одно из них определяет другое. ни взаимно отталкиваются, противоречат логически исключают друг друга:«низкий небоскреб», невыносимая прелесть», «неудержимый тихоня», «очередь в ад». Оксюморон в русском языке сначала воспринимался как «неправильное соединение идей в одно целое» (Н.Остолопов). Антитеза — резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (Пушкин А. С. «Евгений Онегин») Начнем с примеров - Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень… Пушкин А. С. - Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Державин Г. Р. - Сегодня — трезво торжествую,
Завтра — плачу и пою. Блок А. А. - Где стол был яств, там гроб стоит;
Державин Г. Р. Антитеза? - АНТИТЕЗА — (от греческого atithesis - противопоставление) сопоставление или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов.
- Синонимы?
- Противопоставление
- Контраст
- И мира нет — и нет нигде врагов;
- Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
- В пыли влачусь — и в небесах витаю;
- Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
- У ней в плену неволи я не знаю;
- Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
- Амур не губит и не рвёт оков;
- И жизни нет конца и мукам — краю.
- Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
- И жажду гибели — спасти молю;
- Себе постыл — и всех других люблю;
- Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
- И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
- И этому виной, о донна, — ты!
Спасибо за внимание
Достарыңызбен бөлісу: |