Балгазина Жансая Матулловна
преподаватель английского языка
Кызылжарской средней школы города Актобе
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Перед средним учебным заведением в настоящее время стоит возрождение традиционной культуры воспитания и использования этнической педагогики в учебно-воспитательном процессе. В национальной доктрине образования нашего государства отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Казахстана.
К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с незнанием учащимися родного языка, истории и культуры своего народа, обычаев. Поэтому очень важно воспитать у школьников чувство патриотизма, восхищение талантом и мудростью своего народа. Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки нового поколения к созидательной, подлинно гуманистической деятельности. В связи с этим обучение и воспитание учащихся следует рассматривать в тесном единстве научной педагогики с народной. Российский академик Г.Н.Волков считает: «В условиях политехнического общества этнопедагогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов, именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям… Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания».
Этнопедагогика как наука, изучающая национальные традиции воспитания, глубоко интернациональна. Полезно изучать этнопедагогику разных народов в сопоставительном плане. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания». Исследование общих черт и национальных особенностей в педагогике разных народов и их распространение способствует дальнейшему взаимообогащению, укреплению их культуры и тем самым формированию общечеловеческой культуры будущего.
«Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны,» - подчеркивает академик Г.Н. Волков. В связи с этим на практических и внеклассных занятиях по иностранному языку используются тексты, статьи, фольклорные произведения, в которых затрагиваются вопросы, связанные с обычаями, традициями воспитания изучаемого народа. Проводится сопоставительный анализ педагогических культур казахского и английского народов, отмечается их своеобразие. Например, вопросы воспитания детей разных народов, схожие пословицы и поговорки и т. д.
Проводя дискуссии об особенностях воспитания детей в стране изучаемого языка, учащиеся непременно сравнивают их с воспитанием у нас и отмечают, что казахский народ при всей своей огромной любви к детям старался не баловать их, приучал к самостоятельности, труду с малых лет. Казахи стремились выработать у детей выносливость в труде. Так и в казахских колыбельных песнях, считалках, непринужденно, в удивительно поэтической форме говорится о важности труда. Большинство песен, загадок несут в себе воспитательную задачу. Есть стишки, которые придумываются для того, чтобы обучить счету, другие – для запоминания алфавита, третьи – для заучивания названий месяцев и дней недели. Пословицы, поговорки, сказки, загадки заключают в себе народную воспитательную мудрость, поучительный юмор, они не только заняты, но и нравственны, являются яркими проявлениями народного искусства, в которых отложилась тысячелетняя история. Использование на уроках фольклорных материалов не только способствует лучшему овладению предметом, расширяет знания о языке и особенностях его функционирования, но и приобщает к культуре, дает ощущение сопричастности с другим народом, знакомит с особенностями народных воспитательных традиций, педагогических воззрений.
Особое место в семейном воспитании занимают традиции культа предков, родителей, старших. Следует отметить, что почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главными хранителями житейского опыта и норм поведения. Если у кого-то оказывались какие-то затруднения, то непременно спрашивали у старых людей, советовались с ними. «От старого слово слышать, от вареного отведать». Этикет предписывал младшим при входе в помещение пропускать старших, не говорить при них громко, а тем более вмешиваться в разговор и т.д. Дети и молодежь должны везде и всюду проявлять свое уважение к старшим и послушание, что являлось укреплением преемственной связи поколений, на которой основывается духовно-нравственная связь младших и старших. У родителей и детей соблюдалось взаимное доверие, любовь, уважение, почтительное доброжелательное отношение друг к другу.
Основы духовности, нравственности закладываются именно в детстве. Поэтому еще с малых лет родители объясняют ребенку такие понятия как «грех», знакомят с культовыми, жертвенными местами, святынями, знакомят с правилами поведения. Осознанное понимание каждым учащимся и взрослым сущности и значимости «черных и белых дел» помогает совершать поступки и действия на основе общечеловеческих ценностей.
Каждый народ внимательно изучает опыт семейного воспитания детей, рассматривает такой вопрос, почему у одних родителей дети закаленные, сильные, трудолюбивые, умелые, а у других – хорошо поют, танцуют, красиво рисуют, у третьих – дети очень хорошо относятся к человеку, проявляют доброту и честность, поступают уважительно и услужливо, у четвертых – мудрые и умные и т.д.
Велико значение эстетического воспитания, которое осуществлялось прежде всего в труде. Приобщение детей к прекрасному считалось в народе важнейшей задачей. Воспитательный процесс тогда считался целостным и ценностным, когда он был направлен на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека, способного красиво организовать жизнедеятельность окружающих его людей.
Сегодня в быстро меняющемся мире идет приближение и опережение будущего путем воспроизведения лучших достижений прошлого. Суть инновационного подхода в воспитании сегодня заключается в том, что целью и результатом воспитания объявляется личность ребенка, развитие его индивидуальности.
Воспитывать любовь и уважение к родным и близким, гуманное отношение к окружающим было важно во все времена. Каждый человек кровно связан со своей малой родиной. Тот, кто чувствует эту связь, бережет и ценит ее, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления. Родное село – основа народного воспитания. Поэтому изучение местной культуры, умелое использование богатейшего краеведческого материала имеет очень важное значение в формировании личности ребенка.
Литература: 1.«Народная школа» №2 2010, статья Т.Н. Григорьева. 2.СD диск «Увлекательный английский», «Методика обучения иностранному языку», Е.Н. Соловова, М., 2002 г.
Достарыңызбен бөлісу: |