Интеллектуальная среда, сложившаяся в Страсбурге, была чрезвычайно благоприятна для исследовательской мысли. Именно здесь в 1920 году познакомились медиевист Марк Блок (1886–1944) и новист Люсьен Февр (1878–1956), и именно здесь девятью годами позже они основали новый исторический журнал, «Анналы экономической и социальной истории» . Членов редколлегии этого журнала и его авторский коллектив принято называть школой «Анналов», тогда как сами историки предпочитали именовать себя представителями «новой исторической науки».
Откуда пошло название, не вполне понятно. Скорее всего, авторы просто имели в виду, что сборник будет выходить регулярно и сообщать о важнейших актуальных событиях в мире истории. Восходит это название к слову «анналы» — так называют ежегодные записи важных событий, которые делались в реальном времени (в отличие от хроник, которые могли начинать хоть от сотворения мира).
Представители «новой исторической науки» критиковали позитивистов за то, что они не учитывали влияния мировоззрения историка на его исследования. Позитивистский подход к источникам как к элементам мозаики и «историзирующая история» , которая «сначала устанавливала факты, а затем пускала их в дело», также казались новым историкам неудовлетворительными. Они предлагали новый рецепт — превратить историю в социальную науку, включенную в культурный контекст.
Новая история
«Анналисты» заявили, что хотят создать новую историю — для них фактами истории стали факты психологические, свойства человеческого сознания.
Новая история должна быть:
Тотальной
Она должна описывать все формы активности человека и все существующие в обществе связи: политические, экономические, культурные. «Анналисты» стремились преодолеть противоречие между материальным и духовным и изучить взаимное влияние разных сторон человеческой жизни.
(Ол адам қызметінің барлық нысандарын және қоғамдағы барлық байланыстарды сипаттауы керек: саяси, экономикалық, мәдени. "Анналисттер" материалдық және рухани қайшылықтарды жеңуге және адам өмірінің әртүрлі аспектілерінің өзара әсерін зерттеуге тырысты.)
Проблемной
Если историки-позитивисты, например упомянутые выше Сеньобос и Ланглуа, считали, что самое главное — анализ конкретного источника, то представители школы «Анналов», и в особенности Люсьен Февр, автор понятия «история-проблема», говорили, что историк должен сначала поставить проблему (опираясь на свой современный опыт и волнующие его сегодня вопросы), а потом уже выбирать источники, подходящие для ее решения.
(Егер позитивистік тарихшылар, мысалы, жоғарыда аталған Сенобос пен Ланглуа, ең бастысы — белгілі бір дереккөзді талдау деп санаса, онда "Жылнамалар" мектебінің өкілдері, әсіресе "тарих-проблема" тұжырымдамасының авторы Люсьен Февр тарихшы алдымен мәселені шешіп(өзінің заманауи тәжірибесіне және оны толғандыратын сұрақтарға сүйене отырып), содан кейін оны шешуге қолайлы дереккөздерді таңдауы керек деді.)
Человечной
Главный предмет истории, с точки зрения «анналистов», — это сознание человека и сам человек в обществе. Марк Блок писал, что историк, как сказочный людоед, знает, что «там, где пахнет человечиной, его ждет добыча».
("Анналистердің" көзқарасы бойынша тарихтың басты тақырыбы-адамның сана-сезімі және қоғамдағы адамның өзі. Марк Блок тарихшыны каннибал ретінде көреді "адамның иісі бар жерде оны олжа күтіп тұрғанын сезеді" дейді)
Достарыңызбен бөлісу: |