МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА
В.А. БУРЦЕВ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И АНАЛИЗ ТЕКСТА Учебное пособие
Елец – 2004
Цель данного пособия состоит в том, чтобы предложить студентам необходимый теоретический и практический материал для успешного усвоения знаний по разделу «Синтаксис сложного предложения». Материал пособия охватывает практически всю программу по синтаксису сложного предложения, которая является основой курса современного русского языка для факультета ПиМНО.
Пособие построено таким образом, что позволяет сформировать умения и навыки в разборе любых типов сложного предложения, а также проводить синтаксический анализ текстовых единиц – сложного синтаксического целого, абзаца, чужой речи, диалогического единства. Помимо теоретического материала, данное издание включает схемы и образцы разбора, практические задания, список рекомендуемой для изучения литературы, методические рекомендации по анализу наиболее трудных синтаксических конструкций. Часть теоретического материала изложена в виде конкретизирующих таблиц.
Несмотря на то, что пособие рассчитано на студентов факультета ПиМНО, оно может быть использовано и на филологическом факультете, поскольку содержит достаточно большой круг тем, предусмотренный соответствующей типовой программой по русскому языку для филологического факультета.
I. СТРУКТУРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение количества предикативных единиц в сложном предложении
Поскольку каждая из частей сложного предложения строится по формулам (схемам) простого предложения, то для определения количества предикативных единиц необходимо установить количество простых предложений, входящих в состав сложного. С этой целью следует найти грамматические основы простых предложений. Именно они являются конструктивным центром каждой предикативной единицы. Например:
ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ БАРЖУ, А ПОПУТНОЕ ТЕЧЕНИЕ С СИЛОЙ БИЛО В ВОДЯНЫЕ ПАРУСА (В. Шишкин).
В этом предложении две грамматические основы: первая – ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ, вторая – ТЕЧЕНИЕ БИЛО. Следовательно, данное сложное предложение состоит из двух предикативных единиц (далее – ПЕ).
Необходимо помнить, что в состав ПЕ входит не только грамматическая основа, но и распространяющие ее второстепенные члены предложения, грамматически и по смыслу зависящие от подлежащего, сказуемого или других второстепенных членов.
Таким образом, можно сказать, что анализируемое сложное предложение состоит из 2-х ПЕ. 1-я ПЕ: ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР НОРОВИЛ ОСТАНОВИТЬ БАРЖУ; 2-я ПЕ: ПОПУТНОЕ ТЕЧЕНИЕ С СИЛОЙ БИЛО В ВОДЯНЫЕ ПАРУСА.1
В разных типах сложных предложений ПЕ с информативной точки зрения неоднородны. Одни из них обнаруживают смысловую незавершенность и не могут употребляться самостоятельно как единицы общения. Например:
1. ЧЕМ ВЫШЕ ПОЭТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ОН ОБЩЕСТВУ (В. Белинский).
2. ЗНАЙ Я РАНЬШЕ, ЖИЛ БЫ В ГОРОДЕ (М. Горький).
В этих предложениях предикативные единицы ЧЕМ ВЫШЕ ПОЭТ и ЗНАЙ Я РАНЬШЕ не могут иметь самостоятельного употребления, так как по смыслу и интонационно являются незавершенными. Однако они обладают специфическим структурным свойством простого предложения: содержат такие элементы (т.е. подлежащее и сказуемое), которые находятся в предикативных отношениях, что и позволяет говорить о наличии в этой сложной конструкции двух простых конструкций (именно такие предложения представляют наибольшую сложность при анализе их количественного состава).
Другие ПЕ (обычно в составе некоторых типов сложносочиненных предложений), наоборот, могут быть употреблены как самостоятельные высказывания. Ср.:
ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ (А. Блок)
Здесь и 1-я ПЕ (ГРОЗА ПРОШЛА) и 2-я ПЕ (ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ В ОКНО МНЕ ДЫШИТ АРОМАТОМ) способны функционировать как законченные предложения.
Определить количество и границы ПЕ достаточно сложно, если одна из ПЕ находится внутри другой. Такая позиция ПЕ называется интерпозицией. Интерпозиция характеризует структуру только сложноподчиненных предложений. Например:
ДЛЯ ВСЕГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ, В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ И НАЗВАНИЙ (К. Паустовский).
При анализе таких предложений следует помнить, что организующим центром ПЕ является грамматическая основа, и именно с нахождения грамматических основ должен начинаться анализ сложного предложения с точки зрения установления количества ПЕ. Установив грамматические основы, легко определить, какие слова и сочетания слов распространяют данную грамматическую основу. Ср.: МНОЖЕСТВО СЛОВ ЕСТЬ (для чего?) ДЛЯ ВСЕГО…
Возможность задать вопрос от одного члена предложения к другому является показателем смысловой и грамматической связи между словами, которые, таким образом, входят в одну, а не в разные ПЕ.
1.2. Границы предикативных единиц
Показателями границ ПЕ являются знаки препинания и союзные средства связи частей сложного предложения.
ПЕ в составе сложного предложения могут разделяться:
1) запятой – СЛЕДУЕТ ВСПОМНИТЬ СЛОВА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, ЧТО ЛИТЕРАТУРА ИЗЪЯТА ИЗ ЗАКОНОВ ТЛЕНИЯ (К. Паустовский);
2) точкой с запятой – ПО СТОРОНАМ ВЫСИЛИСЬ КРУТЫЕ ГОРЫ; ОНИ ОБРЫВАЛИСЬ В ДОЛИНУ УТЕСАМИ (В. Арсеньев);
3) двоеточием – ВДАЛИ ВИЛАСЬ ПЫЛЬ: АЗАМАТ СКАКАЛ НА ЛИХОМ КАРАГЕЗЕ (М. Лермонтов);
4) тире – ПРИДЕШЬ – ВСЕ БУДУТ ОЧЕНЬ РАДЫ.
Если внутри предложения употребляются подчинительные средства связи (ЕСЛИ, ТАК КАК, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА и др.), то они свидетельствуют о наличии в предложении минимум двух ПЕ. Одна из них заканчивается перед союзным средством, а другая начинается после союзного средства связи.
Задание 1. Определите количество ПЕ и их границы в данных сложных предложениях.
1. Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении (С. Аксаков). 2. Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в коридор (В. Панова). 3. Все хаты были заперты, крылечки вымыты (Л. Толстой). 4. Умолкнет гром, пройдут года, мы постареем вдвое, втрое… (А.Сурков). 5. Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его (А. Чехов). 6. Смотритель осведомился, куда надобно ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвертые сутки (А. Пушкин). 7. Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (А. Пушкин). 8. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светелки, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (А. Пушкин). 9. После того, что произошло у меня за чаем и потом внизу, для меня стало ясно, что наше «семейное счастье», о котором мы стали уже забывать в эти последние два года, в силу каких-то ничтожных, бессмысленных причин возобновлялось опять, и что ни я, ни жена не могли уже остановиться и что завтра или послезавтра вслед за взрывом ненависти должно будет произойти что-нибудь отвратительное, что перевернет весь порядок нашей жизни (А. Чехов). 10. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой (Л. Толстой). 11. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться (Л. Толстой).
Достарыңызбен бөлісу: |