Тема:
Развитие жанра воинской повести в древнерусской литературе
Выполнила: Мешелова А.М
Проверила: Тажибаева Ш.А
Специальность: «Русский язык
и литература в школах
с нерусским языком обучения»
О древнерусском человеке говорили, что он либо ратай, либо оратай (либо воин, либо пахарь). Большая часть произведений описывала достоверные события и реальных лиц, исторические повести в большинстве своем относились к жанру воинской, героической повести, а их элементы можно было наблюдать в других жанрах ДРЛ (летописи, жития, слова и т.д.). Много воинских повестей было создано в самый трагический, наверное, период – период татаро-монгольского нашествия. Большую часть воинских повестей II-го периода можно разделить на две группы: повести о татаро-монгольском нашествии («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем») и повести о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»). Один из главных героев ДРЛ был «хоробрый на ратях воин», отличительные черты которого – мужество, пренебрежение к ранам, к смерти, благородство. Во всей древнерусской литературе нет человека, испугавшегося смерти. Тогда как противник – заносчивый, хвастливый, коварный. Для композиции воинской повести характерны обязательные композиционные части:
– сборы дружин, речь князя перед выходом в поход. Князь в воинской повести не только стратег, но и оратор. Моление князя, дружины перед выходом в поход;
– бой не сразу. Перед боем представлено единоборство противоборствующих героев, предвосхищавшее исход битвы: кто кого в единоборстве побьет, та сторона и победит в бою. Рассказ о поединке вошел в канон воинской повести. Иногда единоборство – после сражения. Также часто встречаем разного рода предзнаменования победы (или поражения) – в приметах, явлениях природы, божественных знамениях воины видели исход битвы (хорошо всем знакомое солнечное затмение в «Слове о полку Игоревом», предвещавшее поражение; видения Бориса и Глеба на облаке, предвещавшее победу на поле Куликовом в «Сказании о Мамаевом побоище»);
– описание боя, битвы – кульминация повествования, к которому сходятся все сюжетные линии. Бой, сражение, исход битвы представляются с вмешательством Бога, иногда Бог отворачивается от людей, мстя им за грехи, и, наоборот, помогает одержать победу;
– бой сравнивается с пиром («здесь пир закончили храбрые русичи») либо с посевом («и русская земля костьми была посеяна, а кровью полита»);
– оптимистическая концовка – независимо от исхода битвы.
Многие образы воинских повестей проникнуты истинным драматизмом. Можно утверждать, «что этот жанр, хотя и был направлен в первую очередь на отражение исторических событий, достаточно последовательно обращал внимание и на внутренний мир его участников. На протяжении существования жанра были выработаны устойчивые средства для выражения определенного круга психологического состояния героев: печали, радости, страха, гнева и т.д. Многие древнерусские авторы сумели показать мотивирующую связь чувств и мыслей с поступками героев» (Н.В. Трофимова).
Воинская повесть – это тексты летописей, которые имеют строгую литературную структуру. Они выдержаны в своеобразном стиле. В центре сюжета – борьба русского воина с иноземцем. Повествование подчинено идее, характерной для мировоззрения жителей Киевской Руси, а именно: на вере в проявление божественной воли и ее влияние на деяния простых смертных. Воинская повесть – это важный исторический источник. Однако что касается определения этого культурного явления, мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что такая повесть является неотъемлемой частью летописи. И от других текстов ее отличает военный сюжет. Примеры подобных статей в «Летописи временных лет» – повествование о борьбе с печенегами, половцами (XI–XII в) и татарами (XIII–XIV в.).
Другие историки полагают, что воинская повесть – это самостоятельное литературное произведением, а не фрагмент древнерусских сводов. Первым образцом этого жанра они считают «Слово о полку Игореве».
И все же, что такое воинская повесть? В литературе и истории это явление занимает важное место. Объединив обе версии, изложенные выше, можно составить о нем общее представление.
Особенности воинской повести заключаются в том, что все события разворачиваются исключительно вокруг главного героя. Такая структура не случайна. Цель подобного повествования – донести до потомков образ борца и освободителя от вражеских нашествий. Кульминации в своем развитии этот жанр достиг во второй половине XII века. Создавался он в высших кругах. А потому автор воинской повести обращался прежде всего к боярам и князьям.
Воинская повесть - это произведение, посвященное какому-либо военному событию. Описания событий, связных с военными походами князей получили отражение уже в «Повести временных лет», именно там начал формироваться жанр воинской повести. Элементы этого жанра присутствуют в сказании о мести Ярослава Окаянному Святополку (1015-1016г), о битве Ярослава со Святополком и польским королем Болеславом (1018-1019г), о междуусобной борьбе Ярослава с Мстиславом в 1024г. В каждом из этих сказаний уже наличествуют основные сюжетно-композиционные элементы воинской повести: сбор войск (завязка), выступление в поход, подготовка к бою (развитие действия), бой (кульминация) и его последствия (развязка). Используются новые стилистические формулы «бысть сеча зла, яка же не была в Руси», символический образы битвы-грозы и битвы-грома, вводятся мотивы помощи небесных сил русским войскам. Татарское нашествие и утвердившееся за ним тягостное иго отразилось в воинских повестях. В них выражается понимание причины постигшего Русь бедствия - княжеских распрей, описываются проявления беззаветного героизма народных удальцов в их борьбе с поработителями, звучат призывы к общенародному единству. Основные черты воинской повести определились еще в Киевской Руси («Повесть временных лет»). К воинским повестям относятся: «Повесть о Калкском побоище», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Задонщина», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков». «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237) создана, предположительно, непозднее середины XIV в. Главные источники повести - это рязанская летопись, затем - устные народные сказания типа местных легенд и, вероятно, церковный список умерших рязанских князей («помянник»). Повесть состоит из 4-х частей. 1-я часть повести не имеет отношения к татарщине и представляет легендарную «повесть о приходе чудотворного образа Николы Зарайского...» Легендами о чудесном переходе в те или иные места Руси византийских икон отдельные княжества поднимали свой авторитет перед своим населением и соседними уделами. Собственно «Повесть о приходе Батыя на Рязань» могут быть названы три посл.части. Во второй части рассказывается о гибели князя Федора, посланного с дарами к Батыю и смело вставшего перед ним на защиту чести русских женщин, а также о самоубийстве жены Федора Евпраксии: узнав об убийстве мужа, она бросилась из превысокого терема с сыном князем Иваном и разбилась. Во многих подробностях этого рассказа ясно слышны мотивы народного творчества. Федор, Евпраксия и Иван неизвестны в летописи; возможно, что лица эти выдуманы для объяснения трех крестов, стоявших перед церковью Николы. Вероятно, все это взято из устных народных легенд. В третьей части рассказывается о сборах рязанского князя Юрия на битву против татар; описывается и сама битва. Сражение, как и в «Слове о полку Игореве», кончается поражением русских и гибелью многих князей. Третья часть прерывается четвертой, в которой рассказывается о рязанском воеводе-богатыре Евпатии Коловрате. В продолжение прерванной третьей части рассказывается о приезде в Рязань князя Ингваря Ингоревича; оплакав и похоронив своих родственников, он обновляет рязанскую землю, строит церкви и монастыри. По содержанию повесть близка к «Слову о полку Игореве». Описание битвы схоже с описанием в ее в «Слове», а также плач Ярославны схож с плачем брата Юрия, Ингваря Ингоревича.
Достарыңызбен бөлісу: |