Казахские народные песни (Абай,Ахан Сери,Биржан Сал).
|
О музыкальном творчестве Абая А. Затаевич писал: «Абай Кунанбаев, из рода Тобыкты, - крупнейший из казахских поэтов, родоначальник казахской письменной литературы, родился в 1845, а умер в 1904 году, пятидесяти девяти лет от роду. По образованию он был, в сущности, самоучка, так как посещал казахскую школу лишь в течение четырех месяцев, а по-русски понимать и говорить научился от своих друзей народовольцев, сосланных в Семипалатинскую губернию и там узнавших и искренно привязавшихся к обаятельной личности высокодаровитого казахского самородка. Сам Кунанбаев среди них особенно отличал геолога Михаэлиса (друга Чернышевского), коего и считал своим главным учителем. При помощи своих русских друзей Абай познакомился с творчеством Пушкина, Лермонтова и Крылова и многие отрывки из их произведений перевел великолепными казахскими стихами. Он же любил подбирать к ним и музыкальные напевы, в сочинении коих, однако, далеко не проявил должного уменья и вкуса.
Специального музыкального образования Абай не имел, нотной грамоты не знал. В этом отношении у него не было никакого преимущества перед, скажем, Биржаном, Аханом-серэ или Жаяу Мусой. Сочиняя свои песни, он, как и они, мог надеяться только на личные музыкальные способности, на свой голос и древнюю домбру. Собирательный портрет Абая Кунанбаева.Однако к сочинению песен, к музыке Абай пришел иным путем. Вдохновленный русской демократической мыслью и литературой, Абай заложил основы казахской реалистической поэзии. Он расширил ее тематику, обогатил образную систему, создал новые формы, придал ей гражданский характер. Вся эта новизна, введенная Абаем в поэзию, несомненно, отразилась на его композиторской деятельности. И поэтому форма, мелодика, ритмика абаевских песен сильно отличаются от песен других народных композиторов. Мелодия Абая соответствовала какому-нибудь одному, определенному стихотворению. До Абая наиболее распространенной формой стихосложения явился одиннадцатистопный размер. Музыка большинства композиторов той поры подходила ко многим текстам. Песни Абая лишены такой «свободы». «Сегиз-аяк» («Восьмистишие»), например, невозможно петь на мотив песни «Ты зрачок глаз моих». Такое соответствие, неразрывное единство текста и музыки, слов и мелодии мы впервые встречаем у Абая. Для песен Абая характерна устойчивость текста. Это было новым явлением в песенном творчестве. К музыке, к песням Абай пришел от поэзии, от текста. Абай был глубоким знатоком казахского народного творчества. Прекрасно знал он и казахские песни и кюи. Он высоко ценил песни Биржана, Ахана-серэ и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был взращен на глубоко народной основе.
Акан Серэ.
Акан Сери родился в Акмолинской области. Раньше это была Кокшетауская область, Айыртауский район. Сейчас это село называется Акан Сере, относится к Северному Казахстану. Его род Аргын, подрод Карауыл Есенбай. Он родился в 1843 году. В этом году ему исполняется 175 лет. Этот человек действительно достоин своего места в нашей истории, он очень близок нам. Акан Сери умер в 1913 году от продолжительной болезни.
Уже с юности к нему добавилась приставка Сери – поэт-песенник. По традициям салов и сери – у них свой особый жанр. Это люди, которые имеют свою свиту, для них очень много значит, выражаясь современным языком, имидж. Его самые звонкие песни были посвящены любимым питомцам - скакуну Кулагеру, собаке-тазы Басарала, ястребу Кокжендет, беркуту Караторгай.
Своему скакуну Кулагеру он посвятил поэму «Манмангер». Она другого звучания, когда ее слушаешь, представляешь степь, ритм скакуна, звонкий голос. У этого произведения своеобразная манера исполнения. Жизнь у Акана Сери была довольно сложной. Пережил он также и Кулагера, который был убит завистниками, потому что он всегда завоевывал все призовые места, обгоняя лучших байских скакунов. Не всем нравилось то, что чей-то скакун отбирал лучшие места и оставлял позади знатных, породистых лошадей. А поэт был простолюдином, к торе не имел никакого отношения. К тому же у Акана Сери был острый язык. Кулагер был убит во время скачки, но есть разные версии убийства: одни пишут застрелили, другие – переломили хребет. Также Акан Сери очень тяжело переживал старость беркута, а затем и его смерть. Ему были посвящены песни «Караторгай» и «Кокжендет» – это две лирические печальные песни. Всем с детства известна песня «Балкадиша». Эта песня была написана им на склоне лет. История его такова. Когда Акана Сери пригласили в гости, о нем уже шла молва, что он немножко «тронулся умом», и ни одна из молодых девушек не хотела садиться рядом с ним. Дочка хозяина, поняв это, из уважения присела с ним. В знак благодарности Акан Сере тут же сложил песню. Он увидел, что недовольные женгелер стоят возле девушки и зовут ее. Так появилась песня «Балкадиша». Хотя сейчас в нынешней, современной форме она отличается от оригинала. Даже в прежних вариантах произошли изменения, народ приписал, что у Балкадиши был муж 80-летний, хотя в истории было по-другому.
Биржан-сал Кожагул-улы Кожагулов
Ведущее место в творчестве Биржан-сала занимала тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашык жар», «Ләйлім-шырақ» и другие, отличающиеся неподдельным лиризмом, искренностью и глубиной чувств. Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены его песни о любимых конях «Телқоныр», «Ақсеркеш» и другие. Верную спутницу домбру Биржан-сал воспевает в песне «Орынбор әні».
Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных руководителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в 1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью. Благодаря ученикам и последователям Биржан-сала сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Біржан-сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашу-ақ», «Бұрылтай» и другие.
Песня «Жамбас сипар» стала основой «Казахской рапсодии» для народного оркестра композитора Зиновия Компанейца, широко использованы песни Биржана в операх Евгения Брусиловского, многие песни Биржана обработаны для оркестров и хоров. Песни Биржана исполняли все известные певцы Казахстана.
Биржан-сал был также непревзойдённым мастером айтыса: классикой жанра стало его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, ради которого Биржан-сал в 1871 году специально приехал в далёкое Семиречье. Айтыс Биржана и Сары был записан со слов Сары хаджи Жусупом Шайх-Исламулы, впервые опубликован в 1898 году в Казани. В 1946 году композитор Мукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана. Автор и коллектив исполнителей (всего 7 человек) удостоены Сталинской премии 2 степени 1949 года в разделе «Оперное искусство».
Достарыңызбен бөлісу: |