Несібелі Есілханқызы
СМЕХ, КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ
РУССКИХ И КАЗАХСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
Категории смешного, комического, ироничного литературоведами считаются одними из самых сложных эстетических категорий. Их теоретическое осмысление становилось объектом исследования со времен античности и продолжает вызывать интерес философов, культурологов, психологов, литературоведов, лингвистов на современном этапе. Их усилиями выполнено достаточно много исследований о сущности комического, его свойства, по систематизации видов.
Исследование, предпринятое нами, посвящено анализу проявления эстетических категорий комического и ее различных видов – смеха, юмора, иронии, принципы и приемы их изображения, проявления в художественном стиле русских и казахских писателей.
Обращение к обозначенной проблеме обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большое количество исследований проблемы комического не способствуют снижению интереса в силу многоплановости подходов к его решению. Во-вторых, сопоставительный анализ произведений писателей двух литератур, мало освященные в исследованиях, вызывает, тем не менее, большое внимание с точки зрения средств и способов реализации комического, принципов и приемов их изображения в прозе разных народов. В-третьих, сопоставительный анализ произведений писателей разных литератур представляет возможность инвариантного освещения художественных стилей авторов.
В то же время, новые возможности для понимания сущности человека, сохраняет некие исконные, вечные человеческие идеалы, модели поведения, типы личности открывает именно комическое в художественных текстах.
Эти факторы определяют актуальность нашего исследования.
Степень научной разработанности темы. Исследование самых сложных эстетических категории – категории смешного, комического, ироничного берет начало еще со времен античности, в «Поэтике» Аристотеля. Активное внимание современных литературоведов к сопоставительному анализу произведений писателей разных литератур представляет возможность инвариантного освещения художественных стилей писателей русской и казахской прозы. Теоретическое осмысление терминов «комическое», «смех», «юмор», «ирония» в современном литературоведении отражают научные труды Д.С.Лихачева, А.M.Панченко, Н.В.Понырко, В.Я.Пропп, Ю.Б.Борева и др.
Цель магистерской диссертации – исследование и описание механизмов выявленных сущностей художественных принципов, создания языкового комизма и их коммуникативно-прагматической заданности в произведениях В.И.Даля, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова – в русской литературе, Б.Майлина и А.Кекильбаева – в казахской прозе.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) раскрытие сущности терминов «смех», «юмор», «ирония» при создании комического;
2) освещение уже выявленных предшествующими исследователями средств и приемов достижения комического эффекта в произведениях русских писателей;
3) определение индивидуально-авторских особенностей реализации комической интенции в художественных текстах казахских прозаиков;
4) выявление общего ииндивдуального при использовании категории комического в художественных стилях В.И.Даля, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова – в русской литературе, Б.Майлина и А.Кекильбаева – в казахской прозе.
Объект исследования: художественные и языковые средства создания комического, принципы и приемы его изображения в произведениях писателей русской и казахской литературы.
Достарыңызбен бөлісу: |